Autofeel
04.06.2012 11:03
Один из вопросов, возникающий при выборе современного грузового автомобиля: какой мощности и объема выбрать двигатель? Стоит ли кормить лишние «лошади»?
Ведь каждая из них и большой табун в целом просят «сена».
За последние два десятилетия технология автомобильного моторостроения сделала значительные шаги в развитии. Благодаря техническому прогрессу, в том числе экологическим ограничениям, сократился расход топлива более чем на 20 %, уменьшился выброс вредных веществ в атмосферу, изменились в лучшую сторону основные характеристики двигателей.
В прошлом для оценки показателей двигателя в основном смотрели на мощность и объем. Теперь на первый план вышел иной показатель – крутящий момент.
Для движения необходимо создавать движущую (тяговую) силу,
то есть, отталкиваясь от дороги, приводить в движение автомобиль. Вращение колеса под действием крутящего момента вызывает появление пары сил. Одна из них - сила трения между дорогой и колесом - как бы отталкивается от дороги назад, а вторая - та самая сила тяги, которая через трансмиссию приводится от двигателя.
Поддерживать необходимый на колесах крутящий момент (читать - тяговую силу) можно за счет характеристик двигателя или за счет элементов трансмиссии. Чем быстрее двигатель набирает максимальный крутящий момент и способен его дольше поддерживать («полка крутящего момента»), тем больше сила тяги, тем меньше требуется диапазон изменения крутящего момента с помощью трансмиссии.
Чем шире полка крутящего момента, тем меньше требуется переключений передач КПП. Чем ниже обороты двигателя с максимальным крутящим моментом, тем меньший разгон возможен на каждой передаче КПП или пропуск от одной до трех передач при переключении. Это только часть факторов, позволивших снизить расход топлива.
Для сравнения рассмотрим показатели крутящего момента (Torque) и мощности (Power) в зависимости от оборотов (r/min) на двигателях разного литража и экологических норм от Scania.
Мощные объемные двигатели особо выгодны при интенсивной работе (переменный рельеф дороги, высокая средняя скорость движения, частые грузы от 17-18 т. и более). При работе с легкими грузами и в городском цикле двигатели с меньшим объемом и мощностью потребляют меньше топлива.
Техника экономичной езды водителей на лучших образцах современных автомобилей с хорошей полкой крутящего момента существенно отличается от навыков езды на автомобилях спроектированных более 20 лет назад.
С созданием двигателей с высоким крутящим моментом производителям машин пришлось усилить элементы трансмиссии – КПП и ведущие мосты. В российских условиях повышенных вибронагрузок это дает дополнительные бонусы в виде улучшения показателей безотказности. Стандартная комплектация агрегатов трансмиссии, устанавливаемых на автомобили с более мощными двигателями, исполнена в усиленном варианте. На машинах с мощностью до 440 лс усиленная трансмиссия - опция. Переплачивая за мощный двигатель, покупатель получает в виде бонусов более практичную трансмиссию для российских дорог.